| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Взято с сайта Полярного Мишки Bce o KBECTAX © Неизвестный автор © i-Press История и труды фирмы InfocomMDL, который вскоре получил прозвище Muddle ("путаница"), представлял собой LISP-подобный язык программирования. Нынешнее поколение программистов могло уже и не слышать о LISP'е, но в свое время он если и не был популярен, то имел существенное значение. Несмотря на существенные неудобства для "производственного" программирования, он имел два полезных качества. Во-первых, его структура способствовала проведению на его основе теоретических исследований в области программирования. Во-вторых, и это более существенно для нас, такой язык имеет существенные достоинства в создании компиляторов, интерпретаторов, эмуляторов и других подобных инструментальных средств. Середина 70-ых годов - это время появления и распространения в США (для начала) игры Adventure. Она стала "номером один" в жанре, а игре "Zork" была уготована судьба стать "номером два". 1976 год - это период обращения будущих основателей фирмы Infocom к этому жанру. В декабре этого года состоялось их первое собрание. В июне 1977 года появляется первая версия программы "Zork". Ее авторами стали Марк Бланк, Брюс Дэниэлс, Тим Андерсон и Дэйв Леблинг. Написана программа была на языке MDL. И вот что интересно: одна из причин, по которой игры фирмы Infocom стали очень широко известными, не имеющая, впрочем, отношения к качеству самих игр, была заложена уже в самом первом варианте. А именно: эта игра, как и все последующие продукты фирмы Infocom, была написана на специальном коде некоей воображаемой машины, которая получила название Z-машина (Z - первая буква слова Zork). Соответственно, программа для этой машины называется Z-программа, а интерпретатор, позволяющий выполнять эту программу на конкретном реальном компьютере - Z-интерпретатор или, коротко, Zip (не путайте с известной программой упаковки файлов). В результате файл данных любой игры фирмы Infocom до сих пор может быть выполнен "вообще без изменений" на любом компьютере, для которого существует Zip. И действительно, игры Infocom'а дошли до огромного числа компьютеров и их модификаций, от карманных до самых больших, скорее всего этот выбор больше, чем у любой другой игры. Все версии интерпретаторов совместимы сверху и, имея "современный" интерпретатор, можно играть во все игры, созданные Infocom'ом. "Zork" создавался достаточно долгое время, последние головоломки были добавлены в феврале 1979 года. Он превратился в такой же "фольклор" как и Adventure, и на таких же сомнительных основаниях попал в public domain. Существуют "свободные" версии этой программы (под названием "Dungeon"), хотя официальные права на нее в настоящее время принадлежат фирме Activision. В апреле 1979 года появилась первая статья, посвященная игре "Zork", и, вероятно, это подтолкнуло дальнейшее развитие событий. 22 июня 1979 года десять членов группы динамического моделирования (Тим Андерсон, Джоэль Берез, Марк Бланк, Майк Бруз, Скотт Катлер, Стю Гэлли, Дэйв Леблинг, Дж. Ликлайдер, Крис Рив и Эл Везза) основали Infocom. В первый совет директоров вошли Берез, Бруз, Гэлли, Леблинг и Везза. Единственным продуктом, который мог быть продан на начальном этапе развития, был "Zork". Поэтому стартовый период был достаточно долгим. В июне 1980 года Infocom заключил соглашение с фирмой Personal Software Inc. о публикации игры "Zork I". На самом деле цифра 1 появилась несколько позже, уже после "Zork II", но для единообразия будем ставить ее всегда. По всем играм, выпущенным фирмой Infocom, интерес представляют статистические данные. Уровень сложности долгое время определялся самой фирмой. В порядке ее возрастания I - introductory (начальный), S - standard (стандартный), A - advanced (продвинутый), E - expert (самый сложный). Словарь - это число слов, понимаемых игрой. Комнаты - число локаций в игре (с внутренней точки зрения); предметы - только те, которые можно взять (тоже с внутренней точки зрения). Команды - длина Z-программы в "машинных" кодах. Рядом с названием указан порядковый номер выпущенной игры от начала деятельности фирмы. В ноябре 1980 года была продана первая копия "Zork I" для компьютера PDP-11.
Сама игра (ее полное название - "Zork I: The Great Underground Empire") очень много заимствовала от Adventure и сохранила основные элементы - сказочное построение, сюжет типа "сбор сокровищ", а также многие более мелкие детали. В декабре 1980 года появился Zip для компьютера TRS-80 Model I, а в феврале 1981 - для Apple II. К сентябрю 1981 года было продано около 7500 копий "Zork I". В июне 1981 года у Infocom'a появились первые два постоянных сотрудника (Джоэль Берез и Марк Бланк). В августе 1981 года создана новая (V2) версия Zip. В октябре 1981 года закончилось торговое соглашение с Personal Software. В это же время была создана Zork Users Group (группа пользователей Zork, ZUG) для работы по подсказкам и распространению. В 1983 году в ZUG было около 20000 членов. В ноябре 1981 года был выпущен "Zork II: The Wizard of Frobozz". Игра является как бы продолжением "Zork I" и по идее и обстановке очень близка к ней. Уровень сложности несколько выше, чем в предыдущей игре, хотя вопрос адекватности "самооценок" Advanced и Expert широко дебатируется.
В апреле 1982 года появился ZIP V3, а также ZIP для Atari 400/800 и CP/M. В это же время 1982 года вышла игра "Deadline". Это первая и, пожалуй, самая сложная игра фирмы Infocom с детективным сюжетом. Вашей задачей в роли инспектора полиции будет расследовать убийство.
ZUG издала первый буклет с подсказками Invisiclues, где ответы к вопросам напечатаны невидимыми чернилами, которые можно проявить специальным карандашом. В июне 1982 года появился ZIP для IBM PC. Число сотрудников Infocom'a достигло четырех человек. В августе был создан ZIP для TRS-80 Model III и NEC APC. В сентябре 1982 года был выпущен "Zork III: The Dungeon Master". Эта игра завершила первую трилогию. Ее сюжет и построение близки к предыдущим играм серии.
Практически одновременно с "Zork III" появился и "Starcross", первая игра с научно- фантастическим сюжетом. Где-то примерно в это время игры фирмы Infocom стали представлять интерес и для коллекционеров. Дело в том, что в течение значительного периода времени каждая новая игра выходила в упаковке оригинального формата и содержала разные разности, привлекательные для пользователя. Например, коробка от "Starcross" имела форму летающей тарелки.
В октябре 1982 года в фирме было создано отделение систем для бизнеса, которое начало разрабатывать продукт Cornerstone. К сожалению, именно эта разработка фирмы в дальнейшем привела ее к глубокому финансовому кризису, потере независимости и последующему прекращению деятельности. Общий объем продаж составил в 1982 году более полутора миллионов долларов, а чистый доход - более трехсот тысяч долларов. "Suspended", выпущенный в марте 1983, стал следующей игрой с научно-фантастическим сюжетом. Научно-фантастические игры фирмы Infocom все оказались независимыми друг от друга и не образовывали очевидных серий.
"Suspended" оказалась оригинальной игрой в том плане, что герой не может ничего делать сам, а вынужден контролировать шесть роботов, обладающих различными способностями. В марте-апреле 1983 года также появился ZIP для DEC Rainbow, Commodore 64 и TI Professional. В июне 1983 года появился "The Witness". Эта игра также предполагает расследование убийства героем. Число сотрудников фирмы к этому времени достигло двадцати человек.
В июле 1983 года прекратила свое существование ZUG. В дальнейшем уже сама фирма занималась рекламной и сопроводительной деятельностью. Август 1983 года ознаменовался выпуском игры "Planetfall". Она также использовала научно-фантастический сюжет. Но, как говорится, первая любовь не стареет.
В сентябре 1983 года выходит "Enchanter", которая возвращается к магическому построению сюжета и возвращает действие в "Zork-вселенную". Сюжет не сводится к поиску сокровищ, как в первой трилогии, кроме того, используется очень остроумная система магии.
В ноябре 1983 выходит игра "Infidel". Она, наоборот, сводится к сбору сокровищ в рамках исследования египетской пирамиды. Большинство считает, что "Infidel" - одно из наименее удачных произведений фирмы Infocom.
В ноябре-декабре 1983 года был создан Zip для DECmate и Tandy-2000. За 1983 год объем продаж продуктов фирмы составил около шести миллионов долларов, а чистый доход - более полумиллиона. В феврале-марте 1984 года появился Zip для компьютеров Kaypro II, Osborne и TI 99/4, а также для MS-DOS. В марте же была выпущена очередная игра - "Sorcerer", являющаяся во многом продолжением игры "Enchanter". Главное отличие состоит в заметном увеличении уровня сложности.
К лету 1984 года для разработки новых продуктов фирма уже имела два компьютера DEC system-20. Июнь 1984 года ознаменовался выпуском первой игры фирмы Infocom, специально рассчитанной на детей. Ее полное название - "Seastalker: [Ваше имя] and Ultramarine Bioceptor". Стартовое сообщение, включающее название игры, появляется уже после того, как играющий ввел свое имя. Сюжет игры связан с исследованием морского дна на подводной лодке.
Число сотрудников фирмы Infocom достигло к этому времени 50 человек. В сентябре 1984 года на свет появляется игра "Cutthroats". Сюжет основан на подъеме сокровищ с затонувшего корабля. Точнее будет сказать не сокровищ, а одного сокровища. К тому же героя будет преследовать банда грабителей.
В октябре 1984 года появилась следующая игра - "The Hitchhiker's Guide to Galaxy". Это одна из лучших игр созданных Infocom'ом вообще, а в жанре научной фантастики - наверняка. Жаль, что обещанное продолжение этой игры так никогда и не появилось.
В ноябре Infocom объявил о готовности системы Cornerstone. В этом же месяце была выпущена очередная игра - "Suspect". В отличие от предыдущих детективных игр фирмы Infocom здесь герой является не полицейским, а подозреваемым и должен собрать доказательства, которые изобличат истинных преступников прежде, чем полиция его арестует. На выставке, проходившей в январе 1985 года, фирма Infocom сняла особняк и позволила каждому из пяти тысяч посетителей побыть "в шкуре" подозреваемого.
Объем продаж в 1984 году составил около десяти миллионов долларов. В январе 1985 года была выпущена в свет система Cornerstone. Март-апрель этого года ознаменовался созданием Zip для Epson QX-10 и Apricot. В июне 1985 года вышла игра "Wishbringer: The Magick Stone of Dreams". Как ясно из названия, сюжет и этой игры основан на магии. Лето 1985 - это зенит развития фирмы Infocom, число сотрудников достигло 100 человек и дальнейшие перспективы казались достаточно радужными. Однако ситуация постепенно начала меняться к худшему.
В сентябре 1985 года была выпущена игра "A Mind Forever Voyaging", которая заслуженно конкурирует с "Hitchhiker's Guide to Galaxy" за право называться лучшей фантастической игрой из созданных фирмой Infocom.
В октябре 1985 года выходит игра "Spellbreaker", которая заканчивает вторую "магическую" трилогию фирмы Infocom. Если рассматривать эту трилогию целиком, то она представляет собой наивысшее достижение в области игр, основанных на магии.
В январе 1986 года из Infocom'a уходят Марк Бланк и Эл Везза. Возникает вопрос о невозможности сохранить независимость. В феврале 1986 года выходит игра "Ballyhoo". Действие игры происходит в цирке, точнее за его кулисами. Своеобразный сюжет порождает и необычные головоломки.
Само слияние происходит 13 июня 1986 г. Activision покупает Infocom за счет обмена акций на сумму около восьми миллионов долларов. Число сотрудников Infocom на этот момент - около сорока человек. В том же июне 1986 года выходит в свет игра "Trinity", которая до сих пор претендует на звание наилучшей игры всех времен и народов в этом жанре. История Infocom'a еще далеко не окончена.
Конец 1986 и 1987 год - это "лебединая песня" Infocom'a. Деятельность фирмы уже, можно сказать, не окупает себя, средний убыток за 1987-1989 годы составляет около двухсот тысяч долларов за квартал, но в то же время создается несколько выдающихся новых игр, заодно, впрочем, переиздаются и старые. В сентябре 1986 года выходит игра "Leather Goddesses of Phobos", которой удалось создать то, что не удалось тем, кто подражал ей или использовал ту же идею. А именно, возникло нечто вроде культа и своей мифологии. "Leisure Suit Larry" или "Spellcaster" и близко не сумели подойти к такому же уровню.
В феврале 1987 года была выпущена игра "Hollywood Hijinx". Сюжет этой игры заключался в том, что по завещанию своей тети герой сможет получить наследство только в том случае, если найдет в ее особняке десять спрятанных сокровищ. После этой игры фирма прекратила сама приблизительно определять сложность своих игр.
Октябрь также принес игру "Beyond Zork: The Coconut of Quendor". Она отличается тем, что в ней появились элементы RPG - параметры героя и монстры-противники. Разный набор начальных параметров подразумевал различные пути решения головоломок.
В октябре 1988 года выходит "Zork Zero: The Revenge of Megaboz". Это последняя собственно текстовая игра, хотя и она уже выглядит наполовину графической. На этом, можно сказать, деятельность Infocom'a, каким его все знали, практически прекратилась.
Infocom прекращает свое существование, но в июле выходит последняя ее игра "Arthur: Quest for Excalibur", на тему легенд о короле Артуре.
Однако жизнь этих игр на этом не завершилась. В декабре 1991 года Activision, которая осталась владельцем прав на игры Infocom'a издает коллекцию из двадцати игр, включая инструкции и сборники подсказок под названием "Lost Treasures of Infocom". Финансовое положение самой фирмы Activision в этот момент также было не слишком блестящим, и коллекция выпускалась в рамках очень жесткого бюджета. В результате некоторые приниципиально важные для прохождения игр фрагменты документации не попали в этот набор. Эта коллекция стала пользоваться неожиданным спросом, и летом 1992 года Activision издала "Lost Treasures of Infocom II", в которую вошли еще одиннадцать игр (в итоге все, кроме графических и "Leather Goddesses of Phobos"). Жаль, что этот сборник был скомпонован еще менее аккуратно, чем предыдущий. В 1993 году эти сборники были выпущены еще раз, на CD-ROM дисках, причем на диск с "Lost Treasures of Infocom II" вошли и графические игры (но так и не попала игра "Leather Goddesses of Phobos"). Последнее переиздание игр фирмы Infocom cостоялось летом 1995 года, когда Activison выпустила 5 CD-ROM дисков с 5-7 играми на каждом. Полный набор этих дисков охватывает 31 игру, вошедшую в первый вариант сборников "Lost Treasures of Infocom". |